Технологии сенозаготовки
А.В. Галанин © 2012
|
Русская нация сформировалась вокруг коровы, точнее крупного рогатого скота – КРС. Это нас роднит с индийцами, у них корова – священное животное, которое убивать вообще нельзя. Думаю, что корова, а точнее, говяда, как в старину называли этот вид, была главным животным в жизни ариев, от которых берут начало все этносы индоевропейской группы, в том числе германцы, славяне и русские. Ведь коровы – это самки говяд, а самцов, как известно, называют быками. Корова была и остается кормилицей русского народа. Русские – жители северных районов Восточной Европы, земледелие здесь играет второстепенную роль, так как неурожайные годы случаются часто, север – зона рискованного земледелия. Без коровы на севере земледелие вообще вряд ли возможно, без навоза ни овощные ни зерновые не вырастишь. Так что и молоко, и навоз – равно ценные продукты, получаемые от говяд. Да и слово "нелитературное" для обозначения коровьих экскрементов образовано от названия этого вида – говяды. Одна корова за год дает до 5000 литров молока, а из молока наши предки научились делать масло, сыр, творог, простоквашу, кефир, ряженку, варенец, пахту, сыворотку. Мясом говядины мы тоже обязаны говядам. Каждая корова ежегодно рожает теленка, который к осени набирает вес до 150 кг живого веса.
Полгода коровы кормятся на пастбище – на самообеспечении, полгода у них стойловое содержание. Чтобы прокормить корову зимой, требуется около 2 тонн сена и окло 150 кг корнеплодов (брюква, свекла, картофель). За сутки корова выпивает около 10 литров воды в виде овощной похлебки. Содержать корову зимой надо в специальном теплом (но не отапливаемом) помещении при температуре от –1 до +5° С. Требуется подстилка в виде сухой соломы. На зиму требуется не менее 500 кг соломы. |
Из соломы и коровьих фекалий и мочи образуется то, что называют навозом. За зиму слой навоза в стойле коровы может достичь 1 метра при площади стойла 20 кв. м. В навоз поступают и несьеденные остатки сена. Вот опилки подстилать корове не следует, так как навоз в этом случае получается менее качественным. В конце марта – начале апреля коровники чистят – навоз выбрасывают на улицу и складывают в кучу, в которой он лежит до мая, пока его не внесут на грядки, а в июне не вывезут на поля и не запашут в землю – под пар. Вывезти навоз на поле старались в июне до сенокоса, а про ленивых, кто не успевал вовремя этого делать, даже частушки сочинили: "У милашки сенокос, а у меня навозница ..." Разумеется, у этой частушки кроме прямого смысла – насмешки над лентяем – есть и скрытый, второй, связанный с растройством желудка у парня. Кстати, сегодня в городах коровий навоз на рынке стоит не дешевле молока. И дачники покупают его, да еще не всегда купишь!
Сенокос обычно начинали в самом конце июня, а чаще в начале июля, когда трава на лугах отрастала максимально, но оставалась еще мягкой. Позднее сено менее питательно, это знает каждый крестьянин. Так что сенокос всегда был своего рода центральным явлением в жизни русского крестьянина, жатва хлебов по важности стояла на втором месте. Наверное поэтому так тоскует сердце русского горожанина по сельской жизни, особенно он почему-то ностальгирует по сенокосу. Все же, наверное, существует какая-то генная или соматическая память об этом у каждого русского, даже у того, кто родился и всю жизнь жил в городе.
Странички про сенокос на нашем сайте оказались очень даже востребованными. Когда я делал первую страничку о сенокосе, то исходил из собственных ностальгических воспоминаний о детстве и юности, о жизни крестьянской, о прелести простого и не очень простого крестьянского труда. Думал тогда, что может быть, найдется несколько десятков пожилых людей, которые с удовольствием вспоминают о своей молодости, о сенокосе.
Но оказалось, что таких не десятки и даже не сотни, а тысячи и десятки тысяч. Кроме того, на странички о сенокосе заходят и не только старые, но и молодые, особенно те, кто хочет стать фермером и жить нормальной человеческой жизнью в деревне. Запросы, по которым выходят на странички про сенокос, бывают совсем прагматичными – вроде: "как высушить траву при дождливой погоде?" или "где купить хорошую косу литовку", "как хранить сено". А недавно поисковый запрос был вообще для меня неожиданный : "технологии сенозаготовки", – и этими словами я решил назвать новую страничку о сенокосе, и упор в ней сделать именно на технологии сенокошения.
Нашел в старом журнале "Приусадебное хозяйство" несколько статей о том, как наладить косу: насадить, отбить, наточить. Опытом об этом делятся потомственные крестьяне. Мне стало обидно, что такие приемы и технологии мало кто узнает, ведь журналы старые, вышли еще в советское время. Кто сегодня читает старые журналы? А вот в компьютере прочтут многие.
Эта страничка для тех, кто не ностальгирует о сенокосе, а реально живет на селе и занимается им как основным делом своей жизни, для тех, кто решил уехать в деревню и возрождает истинную русскую культуру, кто русский не на словах, а на деле.
Не уставай, коса!
|
На этом фото показано, как правильно держать косу. От этого зависит половина успеха. Ни в коем случае косец не должен сгибать спину. Движение косы должно совершать полукруг вокруг косца, косить надо не только руками и плечевым поясом, но и мышцами спины, совершая полуповороты. Продвигаться вперед следует мелкими шажками не более 20 см, в противном случае захват у косы должен быть большой и она не станет срезать всю захватываемую траву, а станет часть ее сминать. Такое нечистое скашивание говорит либо о неопытности косца, либо о недостаточной остроте его косы. Фото с сайта:
http://www.ekoturizm-slavnoe.ru/ |
Сенокос в Белоруссии. Фото с сайта:
http://naposmotri.com/users/comments /1404/
Разберем, какие ошибки при сенокошении делает впереди идущий косец. Во-первых, он почти не использует мышцы спины, а косит руками и мышцами плечевого пояса, благо они у него развиты хорошо. Вторая ошибка связана с тем, что он при кошении наклоняется. Это, скорее всего, связано с неправильно насаженной косой. Идущий за ним косец работает более правильно, его энергетические затраты при равной производительности труда будут значительно меньше, чем у первого.
А вообще сенокошение бригадой, когда косцы идут друг за другом, чем-то похоже на спортивную игру. Никто не желает отставать от впереди идущего и показывать свою слабость. Главное - чтобы впереди идущий косец не был самым лучшим, иначе он "загодит" всех остальных, задаст такой темп работы, при котором косцы быстро выдохнутся, и работа будет им не в радость. Но и самый слабый косец впереди - тоже плохо. Большинство при этом будет работать вполсилы. Правильнее бригаду разделить на две группы - хороших сильных и опытных, и не очень опытных и сильных. Во второй группе могут быть и опытные, но не сильные, например, старички. Они между делом и молодежь подучат правильному сенокошению. Представляете, что испытывает молодой здоровый парень, идущий прокосом за старичком и не поспевающий за ним! Он волей-неволей начинает сомневаться в верности поговорки: "Сила есть - ума не надо". |
|
|
Сенокос на дальней пустоши (луга в лесу) в советское время. Фото с сайта: http://www.fotobank.ru/image/FB15-2332.html
Бригада выезжала на дальние луга на 10–12 дней. В нашей местности дальние пустоши находились в 15 км от села. В бригаду брали только мужчин, так как им не надо было доить коров, нянчить детей. На пустоши стоял сарай для сена, в нем члены бригады ночевели на мягких постелях из свежей ароматной травы. На каждый день назначали дежурного повара, который должен был на костре приготовить завтрак, обед и ужин. Иногда повар был постоянным, как правило, на эту должность брали какого нибудь бывалого старичка – этакого "деда Щукаря". Он, приготовив завтрак, всех будил с шутками-прибаутками. Особенно доставалось от него нам, молодым парням. На покос выходили рано утром, пока роса не обсохла. Хотелось спать, донимали комары, но после первого же прокоса организм окончательно просыпался и блаженство от работы наполняло нас.
|
Случались на сенокосах и приключения. Была в нашей бригаде старая лошадь по кличке Комка. Она еще в Великую Отечественную войну на фронте была ранена, ее с фронта списали и в колхоз демобилизовали. Там закрепили за ней тринадцатилетнего подростка Колю, мужики-то все на фронте были, остались дети, старики до женщины. Он и работал с этой Комкой в колхозе, он рос, взрослел, а Комка старела. Хотели ее уже на колбасу сдать, да Коля умолил оставить поработать еще. Вот эту Комку с Колей и отрядили в нашу сенокосную бригаду копны на волокуше к сараю и стогам подтаскивать. Пока мы косили траву, Комка гуляла во зеленых лугах. Вечером Коле посоветовали ее стреножить, но он пожалел старую конягу. "Да она еле ходит, а если волк нападет, ей же стреноженой от него не убежать и не отбиться", – сказал нам Коля – и пустил Комку гулять ночью нестреноженной. Наутро мы Комку не увидели, походили вокруг по лусу и лугам, но безрезультатно. Коля долго ходил по лесу и звал свою любимую лошадь: " Кома, Кома, Кома!..." Но лошадь мы так и не нашли, пришлось копны сена к сараю и стогам носить самим на носилках. Через 10 дней вернулись в село и увидели, что Комка спокойненько пасется на сочном лугу в пойме речки. Она на конюшню не пошла – так как знала, что отправят обратно на сенокос. Мы радовались, что Комка жива и ничуть не огорчились, что пришлось выполнять ее работу. Больше всех радовался Коля. Надо было видеть их встречу! Комка подошла к нему сама и виновато потупила свои умные очи. Сердиться на нее мы не могли хотя бы потому, что за победу над фашистами она заплатила своей кровью, как наши отцы.
|
Репродукция с картины Фредерика Леоне "Сенокос".
На переднем плане мужчина отбивает косу на маленькой наковаленке, воткнутой острым концом в землю, или на прочном плоском камне. Кувшин с водой на этой картине неслучаен. Чтобы сталь не становилась мягкой, чтобы лезвие косы при отбивке на слишком нагревалось, его надо во время отбивки косы смачивать холодной водой – охлаждать. Обратите внимание на то, какие широкие косы, и насажены они правильно. Угол между плоскостью полотна косы и косьем около 50°. Если этот угол будет меньше, то ручку на косовище (косье) придется делать очень высоко, или нагибаться при косьбе, как это делает знаменитый белорусский косец. Ведь при косьбе полотно косы должно быть параллельно земле, а не под углом к ней. Поэтому все купленные в магазине косы у нас в селе немножко правили - в кузнице им "поднимали пяту", чтобы было удобнее насаживать на косье. |
Вот примерно в таком сарае мы жили на дальней пустоши. Утром траву косили с 6 до 10 часов утра. Потом шли на обед, с 11 до 13 отдыхали, а кое-кто и досыпал. С 14 до 18 сушили траву, переворачивая ее в валках до тех пор, пока она не превращалась в ароматное сено. Сено сгребали в копны, а копны на носилках из двух гладких кольев, которые параллельно друг другу подсовывали под копну, стаскивали в сарай. На сене спать было еще приятнее. Когда сарай наполнялся, то сено ставили в стога рядом с сараем. В село его увозили уже зимой на своеобразных волокушах. Волокуши устраивали из толстых жердей с необрубленными ветвями. Стожок закладывали на этой волокуше так, что зимой ее цепляли к трактору и волокли на скотный двор. |
Примерно так выглядели и наши волокуши, на которые мы ставили стога сена на дальней пустоши. Правда, наши волокуши были одноразовами и сделаны более грубо. Фото с сайта: http://album.foto.ru/photo/257302/ |
Этой даме не надо было ходить в фитнес-клуб и платить за это приличные деньги. Работали при таких упражнениях все мышцы. Приятное совмещалось с полезным. Такой дамой вряд ли какой мужчина не смог бы залюбоваться. Репродукция с картины с сайта: http://www.xrest.ru/comments/597122/ 1/
|
Работа и воспитание детей не мешали друг другу. Не требовались детские садики и пионерские лагеря. Дети были всегда под приглядом взрослых, они видели своих мам и пап работающими, веселыми, умелыми, и хотели быть похожими на них.
|
На сенокос. Репродукция с картины сайта: http://andrei-stoliar.ru/post159771631/ |
В живописи и в литературе XIX века труд крестьян изображался как что-то неприятное, каторжное. Глянешь, например, на картину "Бурлаки на Волге" Репина – и слеза из глаз катится, так их жалко, бедных. А ведь неплохо жили мужики. Бреди себе по берегу... Чистый воздух, солнце светит. Вечером рыбки можно поймать и уху сварить.
Физический труд каторгой представлялся изнеженным обленившимся дворянам, у которых все мышцы атрофировались, да к тому же давили условности, согласно которым барину было зазорно заниматься крестьянским трудом. Вот они и сочиняли стишки типа: "Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать". Да для нормальной крестьянки труд был в радость.
Так что не всему следует верить в произведениях дворянских "жальщиков". Крестьяне сами жалели своих дворян и над ними всегда подтрунивали, – над ними да над попами. Например, чтобы девушки крестьянки в саду у барыни ягоды собирали и их не ели, барыня заставляла их петь. Так они что придумали: стали по очереди ягоды есть. Песня не прерывается, девушки ягод наедаются вволю, и барыня спокойна, не сомневается в том, что она умнее их. |
|
Обед на сенокосе в начале XX века. Художник очень живо изобразил происходящее, ухватив самою суть крестьянской жизни. Здесь можно увидеть разные сцены: дед рассказывает мальчикам что-то интересное, наверняка поучительное; справа пожилой мужчина, слушая деда, задумался о сути вещей; женщина с любовью и радостью нянчит малое дите; молодой мужчина и красавица любезничают о чем-то, а вдали стоит другая женщина – скорее всего, жена любезничающего мужчины – она явно прислушивается к их разговору; рядом с ней может быть ее свекор, которому тоже не нравятся разговоры своего сына с деревенской красавицей. Справа на заднем плане о чем-то секретничают две молодые женщины, при этом одна из них поливает парню на руки воду из кувшина, вторая стоит с полотенцем. Девочка слева с букетом полевых цветов рядом со своими родителями и, возможно, с братом, который гладит собачку, пробравшуюся к самому полевому столу. А стол полон вкусной еды: вареники, соленые огурчики, свежий лук. Репродукция с картины с сайта: http://www.liveinternet.ru/users/ klavdievna/post159772171/ |
Сено на стог подавали длинными вилами наиболее опытные и сильные работники. Во-первых, поднять охапку сена вилами на таком длинном черенке довольно тяжело по закону рычага, – нужна немалая сила и сноровка. Во-вторых, вилы – инструмент острый, а потому опасный. Стоящего на стоге ими можно проколоть. Метать сено на стог доверяли не всякому. Ну, а на стогу стояли люди менее сильные, но наиболее опытные. У новичка стог получался кособоким и нередко недостроенный вообще заваливался. Фото с сайта: http://novyegorki.moy.su/photo/we_in_time/senokos/13-0-534 |
Для того, чтобы стог был устойчивее, его складывали вокруг толстой вертикальной жерди. В основании к жерди приколачивались одним концом колья на высоте примерно полтора метра. Другим концом они втыкались в землю вокруг жерди на расстоянии метра от нее так, что внутри в основании стога была пустота. Стог от этого становился шалашом с очень толстыми стенками и крышей. При завершении работы по укладке сена в стог его надо причесать граблями. При этом с боков счешется сено, которое слабо держится, так как оно не придавлено верхними слоями, а буквально висит рыхлыми клочьями. Причесанный стог меньше промокает, так как дождевая вода с него быстрее скатывается. Если проделать в основании стога нору снаружи к этой внутренней полости, то в ней можно ночевать, даже когда на улице мороз до –10–15° С. Такими стогами для ночлега обычно пользуются знающие охотники и рыбаки. Фото с сайта: http://www.mamba.ru/diary/dobrenko071/?offset=50 |
Нередко стога огораживают от домашнего скота и диких копытных, которые осенью и зимой непрочь покушать сена. Неогороженные стога зимой часто выглядят как грибы с ножкой и шляпкой, так сильно снизу их объедают животные. Нельзя стога ставить в ямку, стог должен стоять на возвышении микрорельефа, чтобы его снизу не заливала вода: намокаемое осенью сено до зимы обязательно сгниет. Стог надо делать не низким. Сено слеживается, спресовывается, и стог садится. Его высота при этом, как правило, уменьшается в 3 раза. Фото с сайта: http://album.foto.ru:8080/photo/ 257292/ |
Стога бывают в основании круглые, а иногда прямоугольные. Стога с прямоугольными основаниями называются скирдами. И стог, и скирда внизу имеют вертикальные стенки, а в верхней половине наклоненные - сведенные в конус. Очень важно как следует набивать и наминать сено в центре стога и скирды. Если этого не сделать, то дождь такой стог пробьет, промочит его насквозь. Сено почернеет и загниет, и вся ваша работа пойдет насмарку. Фото с сайта: http://www.regnum.ru/showpicture/?id=1220241&pic=48 |
Сенокос в южнорусской деревне. На сенокос женщины и девушки одевали лучшие свои наряды. Это был не только труд, но, если хотите, и праздник, а для девушек – своего рода смотрины – возможность понравиться приглянувшемуся парню. Парни тоже перед девушками старались выглядеть сильными и выносливыми. Шутки, приколы, песни ... Таким я запомнил сенокос в родном селе, в котором довелось поучаствовать в начале 60-х прошлого века. Фото с сайта: http://folkportal.3dn.ru/forum/17- 186-2 |
Наточить косу тоже нужна немалая сноровка и уменье. От сенокошения коса притупляется и начинает мять траву. Пройдя 10–15 метров прокоса, косу надо точить. Вот такой прием заточки, как на фото, можно порекомендовать только очень опытному косцу. Представьте себе, что конец косья, упертый в землю, вдруг отскочит назад. Тогда рука, в которой косец держит точильный брусок, будет порезана до костей. И такое действительно случается. Поэтому осторожные косцы упирают в землю конец косы, левой рукой держат косье, конец которого тоже уперт в землю, и точильным брусков в правой руке производят заточку, проводя бруском поочередно то с одной, то с другой стороны косы. Брусок к полотну косы надо держать под острым углом. После заточки следует проверить пальцами, не загнули ли вы режущий край в ту или другую сторону. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/evgenyaugusto/view/83439/ |
На Украине в качестве тягловой силы часто использовали волов – кастрированных быков. На них пахали, возили сено. Отсюда пошла поговорка: "работает как вол", т.е. работает очень много, безмерно много. В северной России волов в хозяйстве никогда не использовали. Кстати, кочевники (гунны, монголы, тюрки) для перевозки своих юрт нередко использовали волов. Репродукция с картины с сайта: http://hrenovina.net/7777/seno7
|
Вот на таком костре в ведрах, чтобы хватило на всю бригаду, повар готовил обед. На сенокосе питались отменно, работа была тяжелая, энергетические затраты огромные. Суп был обязательно с мясом, чай заваривали с листом черной смородины. За бригадой на дальние лесные луга - пустоши обязательно брали собаку, чтобы зверей отгоняла, чтобы сигнал подавала, если медвень заинтересуется лагерем сенокосчиков. Частенько с собой и ружьишко захватывали, патроны с пулями. Фото с сайта: http://forum.pravda.com.ua/read.php? 7,203025197,203025521 |
П. Богданов. Сенокос в России в середине ХХ века. Репродукция с сайта: http://www.liveinternet.ru/users/ 2010239/post176133627/
Художник хорошо передал летний зной, но он плохо разбирался в крестьянской жизни. Никто свежескошенную траву в стожки не складывает. Вот такие незнающие сельскохозяйственного производства люди не только рисовали картины, но и управляли сельским хозяйством в советское время, были инструкторами обкомов и райкомов по сельскому хозяйству. Что из этого получилось, мы сегодня хорошо знаем. Непрофессионализм у власти – это самое плохое для людей и для государства. Вот и сегодня, по-моему, мы наступаем на те же самые грабли.
|
Усадьба богатого крестьянина в начале XX века. Кроме избы крестьянская семья имела скотный двор со стойлами для коров, овец, телят и лшадей, сарай для сена, сарай для инвентаря, амбар для хранения зерна, погреб для хранения овощей, солений и картофеля, ледник, в котором летом хранили скоропортящиеся продукты. Под навесом лежали наколотые дрова. И вот все это было отнято у крестьян при организации колхозов и, в конце концов, порушено, так как не соответствовало новой форме хозяйствования. Так крестьяне стали пролетариями. Так мы "пролетели" с советской властью, – горько шутили мои земляки. Фото с сайта: http://crazy-1.narod.ru/Trips/MKorel.htm |
Сенокос на Шексне. Сенокос для северного русского крестьянина был праздником. На луга выходили всей деревней и молодые и старые, дети на виду у родителей играли и подсознательно включались в ритм сельской жизни – становились членами сельской общины. В отличие от Западной Европы на Руси испокон века любили коллективный труд. Фото Прокудина-Горского начала XX века с сайта: http://www.ladim.org/rb_5.php |
Изобретение цветной фотографии принадлежит Прокудину-Горскому – царскому фотографу, которому было поручено запечатлеть для потомков Россию: разные ее районы, разные сословия, различные трудовые и технологические процессы, людей. Он путешествовал по империи и накапливал коллекцию фотографий. К сожалению, во время революций в 1917 году царский фотограф был вынужден покинуть родину. Но он сохранил коллекцию фотографий, и сегодня она выложена в интернете. Любой желающий по ключевым словам может выйти на сайты с первыми в мире цветными фотографиями.
Неглупые люди жили в России: и радио изобрели, и цветную фотографию, и телевидение. Только слишком много у нас революционеров, стремящихся до основания разрушить старое и потом на его обломках построить что-то новое. Россия, по-моему, находится в состоянии перманентной революции - ломает старое так часто, что новое не успевает построить. |
|
Славянское жилище. Рисунок с сайта: http://xreferat.ru/35/3535-1-ekonomicheskoe-razvitie-rossiiyskogo-gosudarstva-v-konce-xv-xvi-vv.html
В течение тысячелетий в укладе жизни людей мало что менялось. На рисунке слева мы видим, что уже 500 лет назад траву косили косами-литовками, а сено сгребали такими же граблями и так же складывали его в копны. Люди тогда не спешили изменить привычный устоявшийся уклад жизни. Только проверенные изобретения – и то очень осторожно и медленно – брали на вооружение. Судя по данным археологии, славяне в древности жили в домах-полуземлянках, крытых соломой. Глинобитная печь топилась по-черному, т.е. дым выходил в избу, и из избы на улицу его выпускали через окна и через дверь. А как же иначе? Из трубы летят искры, от искр соломенные крыши в момент загорятся, а тут все на виду, каждая искра под контролем. Да и теплоотдача от такой печи больше: тепло в трубу не вылетает, а дым из избы уходит уже остывший. К тому же дезинфекция дымом получается. Печи с трубами появились не у славян, а на севере у варягов, где крыши крыли не соломой, а дранкой или тесом, где трубу из кирпича на крыше высокую выкладывали.
|
Сенокос в XV веке. Рисунок из Радзвиловской летописи. Автор этого рисунка был далек от сельской жизни и нарисовал косца не совсем правильно, и объект его кошения какой-то странный, скорее всего, это хлебный злак. Тем не менее кое-какую информацию этот рисунок сообщает. Например, коса литовка была известна уже в то время. Косили справа налево. Одевались не в лохмотья, ходили не в лаптях, а в изящных сапогах. Фото с сайта: http://medieval.ucoz.net/photo/senokos_15_vek/1-0-1305 |
Тема сенокоса привлекала многих художников, не обошла она и Малевича – автора знаменитого "Черного квадрата". Но если признаться, то я не нахожу в такой живописи ничего гениального. Разве только то удивительно, что при максимуме упрощения процесса рисования передана суть происходящего – сенокос. Фото с сайта: http://www.museum-online.ru/index. php/Kazimir_Severinovich_Malevich/ Preview/157 |
В дореволюционной России в северных и западных губерниях сено в стогах не хранили, а строили специальные хранилища – сараи. В сарае было несколько отделений. В одном во время сенокоса жили сенокосчики, в другом на ночь могли запирать лошадей, которых использовали на сенокосе. Затем все помещения – отделения, в том числе и то, которое с окнами, наполняли сеном. Под крышей оно хранилось гораздо лучше, чем в стогу под открытым небом. Зимой сено вывозили на санях, на которые крепили специальное приспособление – одер. А окна такие маленькие делали для того, чтобы в них медведь не мог пролезть. А то залезет осенью и заляжет в сарае, как в берлоге, до весны. На фото: Хорнемское сезонное сенокосное поселение, основанное в конце XIX века. Фото с сайта: http://www.regnum.ru/showpicture/?id=1220241&pic=48 |
Если лето сырое, часто идут дожди, и высушить сено в валках невозможно, то устраивают из жердей и кольев так называемые вешала. Конструкция их может различаться, но самое главное, чтобы между землей и повешенной на вешале травой или недосушенным сеном был зазор. Воздух должен внутри такого сооружения циркулировать. Трудоемкость сенокосных работ при этом увеличивается, но зато сено высыхает и при плохой погоде. А вешала, сделанные однажды, могут служить не один сезон. Фото с сайта: Фото с сайта: http://www.mamba.ru/diary/dobrenko071/?offset=50 |
Если сено на дальних лесных лугах ставили в стога, то для проживания во время сенокоса ставили вот такие избушки на ножках. В таких избушках не донимали комары и мошка, не забегали мыши и не заползали змеи. На чердаке можно было хранить продукты. Разумеется, такие домики хороши для небольшого личного сенокоса. Колхозная бригада в них не разместится. Избушки использовали во время сбора грибов, ягод. За грибами в доколхозное время выезжали на лошадях в дальние леса, на пустоши (лесные луга) на несколько дней. Грибов привозили сразу много, чтобы засолить 1–2 деревянные бочки – кадки. Охотники такие избушки использовали тоже. Фото с сайта: http://www.woodarc.ru/image/details.php?image_
Фото справа с сайта: http://ermitage-gal.ru/pimonenko-nikolai-18621912-senokos._holst,_maslo.html Старое фото взято из интернета. Полтава, 1910 г. |
Сенокошение косой с подхватом – сборщиком скошенной травы. Такие приспособления делают тогда, когда необходимо скошенную траву аккуратно укладывать в валок так, чтобы "вершки ложились с вершками", а"корешки с корешками". Тогда легче собирать скошенную траву в снопики. Это было очень важно при скашивании ржи, пшеницы, овса, ячменя, когда уборка зерновых производилась вручную. |
У мужчин косы с приспособлениями для укладывания скошенной травы в аккуратные валки, а точнее, для скашивания хлебных злаков. Снимок начала ХХ века. Север Ярославской области, село Коза. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/evgenyaugusto/view/83439/ |
Такими косами пользовались еще в 50-е годы ХХ века. Тогда рожь в нашей местности скашивали на стадии молочно-восковой спелости зерна. Скашивали вот такими косами мужчины. За ними шли женщины и собирали скошенное в снопы, разумеется, колосьями в одну сторону. Сноп связывали пучком той-же соломы.
Снопы ставили для дозревания зерна в суслоны – аккуратные шалашики. Сверху на снопы одевали сноп-крышу колосьями вниз так, что снопы под ним при дожде не промокали.
Под такими суслонами было хорошо детям играть в прятки. Суслонов много, пойди найди – под которым спрятались. А самые ловкие успевали незаметно перебежать под тот суслон, под который водивший уже заглядывал.
Снопы с вызревшим зерном свозили на гумно, где из них вымолачивали зерно. В начале ХХ века вымолачивали вручную цепами, а в середине – на специальных механических молотилках. Молотилка стояла посреди поля, к ней свозили снопы, несколько человек заправляли снопы в молотилку. Механизм молотилки приводили в движение с помощью широкого шнекового ремня от колесного трактора ХТЗ, кторый в шутку расшифровывали не как "Харьковский тракторный завод", а как "х... товарищ заведешь". |
Отличная трава уродилась на этом пойменном лугу в Вологодской области. Чтобы ее высушить, надо скошенную траву через каждые 3–4 часа переворачивать (шевелить). По мере подсыхания травы ее сгребают вот в такие валки, и уже в валках еще 1-2 раза шевелят. Когда трава становится сеном, ее сгребают в копны. Если сено недосохло, то на следующий день копны снова раскидывают и продолжают сушить дальше до нужной кондиции. Фото с сайта:
http://bobrolet.ru/2011/07/3458- senokos/ |
Суслоны. Фото с сайта:http://photokadr.mirtesen.ru/blog/ 43341129718
Сначала рожь срезали серпами, но с появлением кос-литовок ее стали скашивать косами с подхватом. Но суслоны ставили так же, как и три-четыре тысячи лет назад. |
Готовое сено либо складывают в стога (стогуют), либо увозят и складывают в сенные сараи – на сеновалы. Здесь сено увозят на сеновал. Для крестьянина на севере и в центре России есть три особо ценные вещи в его производстве: дрова на зиму, сено и хлеб. Фото с сайта:
http://bobrolet.ru/2011/07/3458- senokos/ |
Сгребание сена конными граблями более эффективно на мало урожайных лугах. Лошадь была неотъемлемой частью жизни русского крестьянина. Казалось бы, одна лошадиная сила, но пользы от нее было значительно больше, чем от 200 лошадиных сил в обличье современного лимузина. А вреда почти никакого. На лошадях пахали, косили траву, сгребали сено, возили дрова и бревна для строительства. Конский навоз был большой ценностью, его использовали для удобрания огородов. Не требовалось бензина или керосина, а сена мог накосить каждый, овсеца посеять тоже было можно. Вот и получается, что безмашинное производство энергетически было гораздо эффективнее, чем механизированное. |
Мне могут возразить. Как эффективнее? Не может быть, чтобы примитивное хозяйство было эффективнее современного! Чтобы прокормить современное количество людей, никак не обойтись примитивными методами, скажут мне. Но вот цифры, подтверждающие мою правоту.
Население Пошехонского уезда Ярославской губернии в 1887 г. составляло 110875 человек: 52612 ч. мужского пола и 58263 женскаго пола. По сословиям население распределялось таким образом: дворян – 229 человк, духовных –1308, городских сословий – 7055, крестьян – 96787 человек. Таким образом, ядро населения составляли тогда крестьяне; из них бывших помещичьих было почти вдвое больше, чем государственных. Пошехонский уезд – самый северный в Ярославской губернии, с климатом не самым лучшим. Средняя годовая температура +2,6° С. Разница температуры между самым теплым и самым холодным месяцем около 25–26° С. Осадков выпадает в средним 600 мм в год. По обилию лесов Пошехонский уезд относился тогда к числу наиболее лесистых уездов Ярославской губернии. В данном отношении он уступал только Мологскому уезду.
В Ярославской губернии таких уездов в то время было не менее 12–13. Экстраполируя, общую численность населения в губернии в то время можно оценить примерно в полтора миллиона человек. Примерно столько же проживает в Ярославской области и сегодня с той лишь разницей, что 70% – это городские жители. Но если в конце XIX века область кормила себя продовольствием сама и еще продавала часть в столицы России, то сегодня население обеспечено своей продукцией, произведенной на ярославской земле, не более чем на 30%, остальное – завозное.
На производство 1 литра молока и 1 кг зерна сегодня расходуется энергии на порядок больше, чем в позапрошлом веке. Тогда 1 человеческая сила и 1 лошадиная сила производили продукции столько, сколько сегодня 100 лошадиных сил не производят. К тому же жизнь у людей была тогда более интересной, наполненной делом, целью, стремлением. Сегодня большинство людей утратили вкус к жизни, стали в этой жизни лишними, как следствие этого - пьянство и наркомания. В погоне за энергией мы разрушаем внешнюю среду и убиваем не только себя, но и наших потомков. И этот абсурд мы называем цивилизацией!
Меня могут обвинить в том, что я призываю к натуральному хозяйству. Отнюдь, я призываю к разумному товарному производству, т.е. производству энергетически эффективному, не убивающему природу, а обогащающему ее. Ведь главный принцип организации биосферы – чтобы меньшими энергетическими и вещественными затратами произвести как можно большую антиэнтропийную (созидающую) работу: произвести наибольшую биомассу, построить лабильные и устойчивые экосистемы.
А мы ведем себя в биосфере, как слоны в посудной лавке, и еще кичимся при этом тем, сколько посуды разбили.
Конечно, не все технические изобретения человека вредные. Есть и полезные, например, конные грабли и конные сенокосилки. С их помощью выросла производительность труда крестьянина, стало возможно сенокошение на лугах с невысокой урожайностью травы. Ниже показано устройство этих механизмов.
Грабли поперечные конные КГ-1: А – вид спереди; Б – вид сзади;
1– ходовое колесо; 2 – рама; 3 – оглобли; 4 – сиденье; 5 – зубья грабель; 6 – педаль механизма прижатия зубьев к земле; 7 – педаль включения автомата; 8 – ручной рычаг подъема зубьев; 9 – брус крепления зубьев; 10 – очистительные прутья; 11 – связь между очистительными прутьями. Рисунок с сайта: http://www.fermer.ru/sovet/loshadi/36245 |
Как хорошо полежать на скошенном лугу, с которого убрали все сено! Наверное, сама природа глазами этой собачки любуется собой. После сенокошения трава снова отрастает, и эта сочная отава будет хорошим пастбищным кормом, она гораздо вкуснее старой скошенной травы. Скот на отаве отъедается перед долгой зимовкой. А зима здесь, в Якутии, очень суровая. Но люди научились и здесь жить счастливой полноценной жизнью. Фото с сайта: http://album.foto.ru/photo/257274/
|
Якутия, надпойменная терраса реки Лены. Остепненные луга не дают высокого густого травостоя, их урожайность довольно низкая. Здесь без конной сенокосилки и без конных граблей не обойтись. Такие механизмы выпускали на заводах в начале ХХ века, но их изготавливали и в колхозных мастерских в 30–50-е годы прошлого века сами колхозники. Рычагом можно было поднимать или опускать изогнутые проволоки граблей. На сиденье сидел человек, который и занимался этим подъемом-опусканием и одновременно вожжами управлял лошадью. Фото с сайта: http://forum.pravda.com.ua/read.php? 7,203025197,203025521 |
Появление механизмов в сельском хозяйстве было связано с появлением товарного производства, когда часть продукции можно было поменять на рынке на что-то нужное, но в твоем хозяйстве не производимое. Тогда появилась заинтересованность произвести продукции больше, чем необходимо для потребления своей семье, стали производить продукцию для обмена, для продажи.
Потребность в интенсификации труда стала причиной разделения труда. У кого-то лучше получалось рожь выращивать, кто-то преуспел в выращивании огурцов, а у кого-то лучше всех получались изделия из глины – горшки. Появились профессии – плотники, столяры, кожемяки, кузнецы, шорники и т.д. Из потребности в интенсификации производства выросли и изобретения новых приспособлений, приемов работы, новых инструментов и механизмов.
В XIX веке в России появились конные грабли, конные сенокосилки и конные сеялки, а также лесопилки, приводимые в движение от водяных колес.
|
Появились скупщики сельскохозяйственной продукции, которые скупали ее у крестьян, перерабатывали и продавали втридорога потребителям, появились купцы и купеческий капитал. Люди все больше становились рабами этого капитала. Накопление денег – богатение – становилось самоцелью определенного класса человеческого общества. Джин – капитал – вылез из бутылки и загнать его обратно оказалось невозможно никакими революциями, призывами к равенству, к свободе. В общем, "люди гибнут за металл, Сатана там правит бал"...
Тысячелетиями люди производили продукцию для того, чтобы удовлетворить свои потребности в ней, сейчас же они производят продукцию для того, чтобы разбогатеть, чтобы накопить как можно больше денег. А деньги, как известно, - это отложенный спрос.
Энергетическое расточительство началось тогда, когда конные сенокосилки стали прицеплять к мощным тракторам. То, что прежде двигала одна или две лошадиные силы (пара гнедых), теперь таскали все 30–40 лошадиных сил. Если прежде лошадки тем же сеном и "заправлялись", то для заправки трактора требовалась дорогая солярка, и в немалом количестве. Фото с сайта: http://usedauto.com.ua/44079 |
Косилка К-1,4 для скашивания травы с использованием конной тяги. Заметьте, длина полотна у этой косилки не меньше, чем у тракторной. По сравнению с ручным сенокошением конная сенокосилка значительно эффективнее. Но не везде можно ею косить. Если поверхность неровная, то в ямках и западинках у травы будут скашиваться только вершки. А основная биомасса травы сосредоточена в нижней четверти травостоя. При кошении вручную сбор сена с единицы площади быват на 30–40% больше, чем при сенокошении конной и тракторной сенокосилкой. Фото с сайта: http://kras-agro.ru/catalog/katalog/ 2693/41009/ |
Ну, а такое сенокошение кроме улыбки у меня ничего не вызывает. Двигатель у этого автомобиля – мошностью не менее сотни лошадиных сил. Представляю себе, как сто лошадей запрягли и тянут эту одну сенокосилку. Сто лошадей должны тянуть 50 таких сенокосилок! Вот вам и энергетическая неэффективность использования техники в сельском хозяйстве. А ведь все эти затраты так или иначе ложатся на себестоимость сельхозпродукции. Фото с сайта: http://ufa.olx.ru/iid-234273367 |
Косилка – измельчитель травы навесная КИН-Ф- 1500. Такую технику используют для закготовки травы для силоса. Траву в этом случае не сушат и не превращают в сено, а заквашивают при недостатке кислорода в специальных ямах, при этом получается силосная масса. Коровы едят эту массу с удовольствием и дают больше молока. Но как затратен этот продукт! Кто из экономистов подсчитывал энергетические и финансовые затраты на изготовление силосной массы? Фото с сайта: http://chernigiv.prom.ua/p837194- zhatka-dlya-trav-zht-f-42-01.html |
На Украине и в южных губерниях России в качестве тягловой силы в сельском хозяйстве часто использовали не лошадей, а волов (кастрированные говяды). Фото с сайта: http://technic-memorial.narod.ru/ sh_kon/sh_kon.htm |
Сегодня к услугам крестьянина-частника техника: мотоблоки, минитракторы, тележки к ним и т.д. Но используются до сих пор в крестьянских хозяйствах и прабабушкины механизмы: конные грабли, конные сенокосилки. На этом фото видно сочетание конных граблей и минитрактора. Фото с сайта: http://album.foto.ru/photo/257280/ |
Косилка конная К-1,4: 1–режущий аппарат (в транспортном состоянии); 2–полевой делитель; 3–ходовое колесо; 4–рычаг наклона режущего аппарата: 5–подъемный рычаг; 6–сиденье; 7–передаточный механизм (цилиндрические и конические шестерни и храповая муфта); 8–валек для запряжки лошадей; 9–дышло. Нож всегда должен быть острым. Заточка ножа должна производиться не реже двух раз в день на специальном точиле.
Режущий аппарат косилки: 1 – пальцевый брус; 2 – палец; 3 – пальцевая пластинка (противорежущая); 4 – сегмент; 5 – спинка ножа; 6 – пластинка трения: 7 – нажимная лапка. Пальцы пластины трения и нажимные лапки крепятся к пальцевому брусу одними и теми же болтами.
Механизм передач движения. Передача движения ножу косилки производится от ходового колеса через пару конических шестерен. Последняя, малая коническая шестерня насажена на один вал с кривошипом. Кривошип имеет форму диска, в наружную часть которого впрессован палец, снабженный резьбой для гайки и предназначенный для крепления головки шатуна. Число оборотов кривошипа – 600–700 в минуту. Шатун представляет деревянную штангу с металлическими головками по концам. Один конец шатуна шарнирно соединен с шаровидной головкой ножа при помощи ложечного приспособления, другой – с пальцем кривошипа. Движение от кривошипа через шатун передается ножу.
Шатун делается из дерева для того, чтобы смягчить удары и облегчить вес деталей, совершающих возвратно-поступательное движение, а также для предупреждения поломок более ответственных частей машины. Рисунок с сайта: http://www.fermer.ru/sovet/loshadi/36245
|
Сенокошение с помощью дисковой сенокосилки. У этой сенокосилки иной принцип работы, а именно: трава срезается быстро вращающимися дисками с зубцами по краю. Таких дисков в ряд устанавливается несколько. Но посмотрите, какой мощный трактор тянет эту косилку! Да - он заменяет не менее 15–17 сенокосчиков, но при этом затрачивает энергии в сотни раз больше, чем эти сенокосчики. Да, в этом случае один крестьянин может прокормить 50 городских жителей. Но из этих 50 жителей только 20 будут добывать и перекачивать нефть, делать из нее горючее, доставлять его крестьянину, выпускать подобные трактора и сенокосилки, запчасти к ним. А остальные 30 будут управлять ими, охранять их. Это я об эффективности нашего общества. Фото с сайта: http://www.altairegion22.ru/ region_news/119270.html
Использование современной техники в сельском хозяйстве делает возможным сокращение сельского населения до 10–15%. А что же остальные? Они должны трудиться на заводах и фабриках, лечить больных, учить детей, писать книги, сочинять музыку и песни, исполнять их. Но они должны помнить, что делают они это все и ради него – сельского работника, который обеспечивает их питанием. Это он – Атлант, который держит небо, на котором они – остальные – живут в свое удовольствие. Когда народ это забудет – он обречен. Фото с сайта: http://24768.ru.all.biz/cat.php?
|
Огромная машина на заготовке силосной массы. По этому поводу я ничего не буду говорить, так как уже все сказал. Фото с сайта: http://24768.ru.all.biz/cat.php? |
Механический стогометатель в работе. Он цепляет копну сена, подвозит ее к стогу, поднимает на стог и ставит ее на стог – с помощью специального толкателя сталкивает с подъемника. Стог при этом получается неряшливый, плохо уложенный. Его часто пробивает дождями, и много сена сгнивает. Теперь об эффективности такого производства. Такой трактор + тракторист + человек на стогу + 2–3 человека с граблями работают с той же эффективностью, как бригада из 10–12 человек, работающих вручную, или из 8 человек + 1 лощадь. При этом тяжелый трактор так укатает поле или луг, что на нем на следующий год урожайность будет на 50% меньше. Фото с сайта: http://hrenovina.net/7777/seno1 |
А вот это избретение действительно полезное. Механизм скатывает сено в тугие рулоны и связывает их. Такой рулон не пробьет дождь, рулоны можно складывать в скирды и под навесы, их выгодно перевозить, так как сено в таком рулоне не занимает много места. Однако столь тяжелый трактор, который таскает прессовщик-укладчик, – явное энергетическое излишество. К тому же он очень тяжел. Фото с сайта: http://www.megatula.ru/news/newst/ 745/
|
|
Нет, я не против прогресса. Но всегда ли является прогрессом всякое изобратание, которое мы внедряем в производство и в нашу жизнь? Подумать над этим вопросом нелишне и простому человеку, и человеку, отягощенному большой властью. Если взять главным мерилом счастье человека (человеков), и с этим мерилом оценивать новшества и изобретения, то окажется, что не все так уж однозначно. Сегодня технически мы вооружены до зубов, но проблема жилья не решается вот уже лет 200. А ведь в начале XIX столетия ее практически не было. Другая постылая болезнь нашего общества – безработные (лишние люди), вот уже 100 лет мир борется с этим, но "болезнь" кладет нас на обе лопатки. А загаженные ядами реки и озера, отравленный воздух и почва ... Это что, плата за технический прогресс? Нет, наше общество не просто больное, – оно очень больное, оно просто при смерти.
Крестьяне на покосе. Нижегородская губерния в 1909 г. Вглядитесь в их лица и вы увидите, что эти люди были счастливы. Фото Прокудина-Горского.
Громоздкие сооружения на телегах – это одры, приспособления для перевозки сена. Трава скошена, люди и кони отдыхают. Скоро жаркое солнышко подвялит скошенную траву и превратит ее в душистое сено. Тогда потребуются грабли, чтобы сено шевелить, переворачивать, сгребать в валки и собирать в копны. А какая сладкая земляника растет на этих лугах! И грибы попадаются – подберезовики, рыжики, маслята. В небе поют заливаются жаворонки. Только бы дождя не было...
|
Когда люди перестанут любоваться небесами, зеленой травой, копнами сена, перестанут получать удовольствие от простого физического труда, тогда наступит конец нашей цивилизации. А вот придет ли новая цивилизация – я сомневаюсь. Ведь мы – неотъемлемая часть биосферы Земли, только часть. Фото с сайта: http://album.foto.ru:8080/photo/ 257292/
|
Чем раньше и чем больше людей поймут, что технический прогресс ядовит, что традиционный сенокос радостнее сенокоса современного технического, что счастье – не в том, чтобы иметь бесполезное (например, яйца Фаберже), а в том, чтобы делать полезное, до тех пор ничего не изменится к лучшему. Эту страничку я специально написал и сделал, чтобы показать – от чего мы ушли и к чему мы пришли на примере сенокоса.
Благодарю всех авторов фотографий и репродукций, которые были использованы при подготовке этой странички.
|