Наша ботаничка - на главную страницу

 

Теория |  Методы  |  НАШИ АВТОРЫ |  Ботаническая жизнь 
Флора  |  Растительность |  Прикладные вопросы
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ |  Экспедиции  |  НАПИШИТЕ ПИСЬМО 

Как готовиться и как cдавать экзамены
(советы студентам, которые не умеют списывать)

А.В. Галанин © 2012

 

Эволюция студента - превращение в специалиста. Фото с сайта: http://vkontakte.ru/id22230627

Да, да, именно тем, кто не умеет списывать, я хочу дать совет, как готовиться к экзамену и как его сдавать. Речь пойдет не о сдаче ЕГЭ, в этом у меня никакого опыта нет, в мое время о таком даже на пресловутом Западе не слыхивали, на который наши начальники теперь так хотят во всем походить. Я расскажу о том, как еще студентом второго курса придумал методику оптимальной подготовки к экзамену, а на четвертом курсе разработал принципы поведения студента во время сдачи экзамена.

После первой зимней сессии в 1965 г. я убедился в том, что оценка на экзамене далеко не всегда соответствует уровню знания студентом предмета. Порой те, кому я помогал разбираться в наиболее сложных экзаменационных вопросах и решать трудные задачки, получали пятерки, а я выходил с четверкой. Помню, как решил последовать примеру одной однокурсницы, которая очень ловко списывала и особо не мучаясь на подготовку и изучение дисциплины, тем не менее всегда получала пятерки и четверки. Я написал подробные шпаргалки, пронес их в аудиторию и стал «сдувать». Но препод засек меня моментально. Было ужасно стыдно, и я тогда зарекся впредь списывать на экзаменах. И действительно, больше никогда не списывал и даже не пытался. Удачно списывать могут только студенты с ярко выраженными актерскими способностями. Лучше это получается у девушек, чем у парней. Во всяком случае так было в мое время. Тогда считалось недостойным парню притворяться и врать, изворачиваться. Не знаю, как насчет этого сейчас.

Два лишних балла ей обеспечены только за то, что она симпатичная девушка, чем-то похожая на его первую любовь. Фото с сайта: http://mk.tula.ru/news/n/13693/

За свою долгую жизнь, а я был и экзаменуемым и экзаменатором, понял, что если есть выбор кому сдавать – мужчине или женщине, то парень должен идти к женщине, а девушка к мужчине. Тут принцип простой: одноименные заряды отталкиваются, а разноименные притягиваются. Женщины, особенно в возрасте, добрее к парням, а мужчины чем старше, тем добрее к девушкам. Как говорят, с биологией не поспоришь! Фото с сайта: http://eruditov.net/publ/0-2-246-0-17

Экзаменатор в тебе как в зеркале должен увидеть самого себя. Фото с сайта: http://by-chgu.ru/page/639

Когда идти сдавать, в начале экзамена или в конце, - это тоже очень важно. Если ты хорошо подготовлен и хочешь получить высокую оценку, то лучше идти в первой или второй пятерке (или тройке). Не надо отвечать первым, лучше третьим или четвертым, причем надо идти отвечать не после сильного студента, а после того, который учится слабее тебя по сдаваемому предмету. В этом случае в контрасте с ним твой ответ будет выигрывать, и ты можешь выиграть лишний балл, или проиграть, если будешь отвечать после отличника.

Если ты плохо подготовлен и согласен на тройку (лишь бы не двойка!), то сдавать надо идти в последней пятерке (или тройке). Препод к этому времени уже устал, ему надоело слушать жалкий лепет троечников, ему уже хочется обедать, смотреть интересный фильм или встретиться с дамой сердца, а тут ты … В этом случае готовиться к ответу надо поменьше времени. Одно это уже вызовет симпатию у препода к тебе. Закончив досрочную подготовку надо встать и громко, чтобы препод услышал, сказать: «А, все равно, перед смертью не надышишься!». У голодного преподавателя это тоже вызовет к тебе симпатию. А если ты еще будешь отвечать кратко, то можешь получить даже не тройку, а четверку.

Не заставляйте профессора во время экзамена волноваться. Это вредно ему и вам. Фото с сайта: http://prikol.i.ua/view/650012/

При ответе надо постараться вспомнить любимые фразы или обороты слов, которые любит использовать в своих лекциях предод, и ввернуть их в свой ответ хотя бы пару раз. На экзамене надо стать «зеркалом» преподавателя, которому сдаешь экзамен. Критиковать следует тех ученых, которых критикует он, отвергать те теории, которые отвергает он, даже если ты сам придерживаешься совсем других взглядов. Экзамен – это не место для дискуссии студента с преподавателем. Если ты в таком споре окажешься убедительнее экзаменатора, то он снизит тебе оценку на 2 балла, а если в споре он тебя победит, то снизит оценку на 1 бал. А тебе это нужно?

В ответе на экзамене не следует использовать информацию, которую вы получили не из лекций данного препода и не из учебников, которые он вам рекомендовал. Ни в коем случае не старайтесь показать, что вы по предмету знаете больше преподавателя, что вы прочитали кучу монографий и статей, которые вышли за последние 5-10 лет, что вы имеете по этому вопросу свое, отлоичное от препода, мнение. За редким исключением препод найдет, к чему придраться и как вас завалить. Самолюбие преподавателя во время экзамена – это священная корова, которую студент обижать не должен ни в коем случае.

Девушкам хочу посоветовать идти на экзамен одевшись поскромнее и попроще, без дорогих и ярких украшений. Иначе преподаватель (мужчина) вас поймет неправильно, завысит вам оценку на 2-3 балла, а потом будет ждать от вас расчета за это. А вам это надо? Ну а если сдавать придется женщине, которая не может себе позволить такие дорогие наряды, украшения, прическу и макияж, как у вас, то она вам снизит оценку на 2-3 балла или вообще завалит. Психология - штука тонкая! Кроме того, в современных условиях, когда за переэкзаменовку приходится часто платить, одеваться дорого - вообще опасно: препод решит, что вы финансами не ограничены и вас стоит несколько раз завалить, чтобы раскошелились.

Ну а теперь несколько советов о том, как лучше готовиться к сдаче экзамена. На экзаменах по обществоведению, политологии не лишне бывает блеснуть знанием первоисточников. В мое время нас заставляли штудировать В. Ленина, К. Маркса, Л. Фейербаха и прочих светил науки. Чтобы блеснуть на экзамене знанием первоисточников, достаточно было вызубрить 6-7 «мудрых» банальных фраз этих трудов классиков, причем таких расхожих фраз, которые можно было ввернуть практически во все ответы на все вопросы билетов. А при ответе небрежно так вставить: «Как совершенно верно по этому поводу сказал Фридрих Энгельс в своей «Диалектике природы» …….» Преподаватель будет шокирован вашим ответом, так как навскидку он и сам 6-7 цитат классиков по предмету не помнит. А один мой приятель, отвечая по билету, даже сообщал экзаменатору, на какой странице данное изречение классика находится в его «Полном собрании сочинений".

Готовя ответы на вопросы билетов к экзамену, первое, что вы должны сделать, так это на каждый вопрос придумать фразу-ключ, вокруг которой может быть построен ваш развернутый ответ. Это может быть главная мысль по этому вопросу или главный факт опять же по нему. Сколько вопросов в билетах, столько должно быть таких фраз-ключей. Выучить их большого труда не составляет, молодой человек-студент может это запомнить за сутки. Я такие фразы-ключи называл формулами ответа. Например, вопрос звучит так: "Закон единства и борьбы противоположностей". Фраза-ключ к этому вопросу может звучать так: "Электрон и позитрон в ядре противоположны по знаку, но их единство рождает атом", или так: "Единство противоположных полов (мужчина и женщина) обеспечивает существование и эволюцию вида".

Следующий этап подготовки – это построение развернутых ответов на вопросы вокруг фраз-ключей. Даже не надо при этом особенно запоминать детали, которые вы выстраиваете в ответе. Фразы-ключи – это своеобразные узелки на память, которые завязывали наши предки, чтобы потом вспомнить все детали происшедшего.  Вытащив билет, надо первым делом вспомнить фразы-ключи на вопросы этого билета, записать их, а потом «украшать» их деталями, выстраивая подробный ответ. При подготовке фраза-ключ позволит вам включить второй уровень памяти и вспомнить многое, что вы читали или слышали по этому вопросу прежде. Ведь наша память хранит все, но только хранится это все на очень дальних полочках (уровнях) памяти. В состоянии гипнотического сна, например, человек может вспомнить такие детали далекого прошлого, которые, как ему всегда казалось, он никогда и не помнил. Так вот, фразы-ключи помогают "залезть" в дальние "погреба" нашей маияти. Не верите? А вы попрактикуйте!

К сожалению, парням такой способ прятания шпаргалок посоветовать не могу. Фото с сайта: http://chita.encounter.ru/GameDetails.aspx?gid=34589

Этот метод парням тоже не подходит. Разве только садиться рядом с такой девушкой и списывать, заглядывая ей за кофточку. Но если преподаватель заметит, то подумает о тебе черт знает что. Фото с сайта: http://forum.pocket-video.com.ua/index.php?showtopic=27101&st=0&p=338560

При такой подготовке вы используете главное свойство памяти – ее иерархичность. Идя на экзамен, вы помните (удерживаете в оперативной памяти) только 35-45 фраз-ключей. Но сосредоточившись на конкретной фразе-ключе, вы начинаете использовать более глубокий слой вашей памяти. Вспоминаете то, что связано именно с ней, вы активизируете участок более глубокого уровня памяти и выводите информацию с него на оперативный уровень. Кстати, на этом принципе построена работа компьютера. Вообще принцип иерархии – основа всего мироздания.

Я пришел к мысли о такой подготовке к экзаменам потому, что оперативная память у меня всегда была фиговата, а заучивать приходилось много. Дело было так: как-то, идя на экзамен, поймал себя на мысли, что ни черта не помню, не могу вспомнить ничего из того, что читал, готовясь к экзамену. Но взял билет, успокоился и вспомнил одну ключевую фразу по первому вопросу, потом ключевую по второму. А эти ключевые фразы вдруг активизировали какие-то более глубокие уровни моей памяти, и я вспомнил почти все. После этого я уже всегда использовал этот прием и постепенно усовершенствовал его.

Надо ли писать шпаргалки? Надо обязательно, но не переписывая при этом мелким почерком параграфы учебника или разделы лекции в шпаргалку, а составляя фразы-ключи к экзаменационным вопросам. Кроме фраз-ключей вписывать в шпаргалку ничего не надо (за редким исключением, коим могут быть математические, химические или физические формулы), все остальное надо внимательно прочитать и соотнести прочитанное с конкретными фразами-ключами.

Такие шпаргалки можно писать только при сдаче экзамена по точным наукам. Гуманитариям этот способ не годится. Фото с сайта: http://www.rb.ru/line/?tags=194277

А это высший пилотаж. Но для такого списывания надо обладать незаурядными актерскими способностями. Парням применять этот метод не советую, препод обязательно застукает. Фото с сайта: http://www.dezinfo.net/foto/51582-kak-devushke-sdat-yekzamen-ne-polzuyas-shpargalkoj.html

Чем хуже у вас память, тем лучше должно быть у вас развито логическое мышление, тем структурированнее должен быть ваш мозг, тем больше иерархических уровней должно быть в вашей памяти. Иначе говоря: «Если у тебя нет хорошей памяти, то тебе ничего не остается кроме как быть умным!" Имея отличную память, можно обойтись и без особого ума. А вот не имея ее, приходится развивать ум. Я вот за свою жизнь заметил, что есть люди, которые ловко отгадывают кроссворды, помнят огромный объем конкретной информации, таких людей я называю людьми энциклопедического склада ума. Но они вообще-то, как правило, туговато соображают, не очень способны к эффективной творческой работе. А вот люди со слабой памятью вынуждены исправлять этот свой недостаток, и как компенсация у них лучше развивается логика, мышление.

Но главное при изучении предмета и подготовке к экзамену - все же не будьте вот этим ... Фото с сайта: http://setevenok.ya.ru/replies.xml?item_no=5119

И этим тоже быть не советую. Фото с сайта: http://kp.by/online/news/973823/

Да, чуть не забыл дать еще один совет. Студент не должен бояться экзаменатора. Дело в том, что если ты не кретин, если ты посетил хотя бы 50% лекций по данному предмету у данного преподавателя и дня 3-4 готовился к экзамену по описанной мной методике, то тебе бояться нечего. Ведь преподаватель не помнит всего того, что он читал в своих лекциях. Могу сказать, что помнит он из данного предмета чуть больше, чем ты. Ведь он к данному экзамену, в отличие от тебя, не готовился. Принимая экзамены у студентов (а я работал преподавателем в разных университетах около 15 лет), я частенько удивлялся тому, какие детали в ответах на экзаменационные вопросы они мне иногда рассказывали, я на тот момент этих деталей даже и не знал.

Надеюсь, мои советы хотя бы немного помогут вам в учебе, помогут избежать огорчений, связанных с экзаменационными сессиями. Ну, ни пуха вам, ни пера!

А.В. Галанин

 

 
Новые гипотезы Сайт "Вселенная живая"
 
 
© Беликович А.В., Галанин А.В. : содержание, идея, верстка, дизайн 
Все права защищены. 2012 г.
Hosted by uCoz